Психолог в ДОУ

СОБИРАЕМСЯ В ДЕТСКИЙ САД

Рекомендации для родителей, чьи дети впервые поступают в детский сад.

Подготовка ребёнка к условиям детского сада начинается задолго до поступления в дошкольное учреждение. Это «задолго» не исчерпывается одним-двумя месяцами.

Первое и главное, что входит в обязанность родителей для обеспечения благоприятного течения адаптации, –заранее приучить малыша к режиму и требованиям детского садапривить полезные привычки: самостоятельно умываться, мыть руки после прогулки  и перед едой, пользоваться носовым платком и салфеткой, узнавать свою одежду, самостоятельно одеваться и пр. Необходимо также научить ребёнка обращаться к взрослому, выражать свою просьбу.

Следует помнить, что детский сад – это, прежде всего определённый режим и правила внутреннего распорядка. Необходимо загодя подстраивать режим не только ребёнка, но и всей семьи в целом под режим дошкольного учреждения, так как резкая смена привычного образа жизни окажется дополнительным стрессом для малыша.

Особое внимание следует обратить на сон ребёнка. Он должен спать днём и своевременно ложиться в вечернее время, иначе ранний подъём ухудшит настроение и самочувствие малыша, он станет раздражительным, капризным, что негативно скажется на его отношении к детскому саду.

Рассказывайте ребёнку о детском саде,о том, что там делают дети, зачем и почему они его посещают. Рассказы должны быть объективными, соответствовать реальности. Не стоит приукрашивать условия пребывания в детском саду, поскольку он будет сравнивать услышанное с увиденным, и любое несоответствие обернётся увеличением сроков адаптационного периода, будет напрямую влиять на характер адаптации.

До поступления в детский сад родителям следует говорить об учреждении только с положительной окраской: «Как весело детишкам, которые ходят в детский сад!», «Посмотри, как красиво на прогулочных площадках в детском саду!» Фразы типа «Будешь себя плохо вести – пойдёшь в сад», «Вот там тебе покажут…» – категорически недопустимы! Для малыша становится очевидным, что детский сад – это наказание. Как правило, адаптация детей, получающих такие негативные посылы, проходит болезненно.

Положительный результат даёт знакомство с воспитателем ещё до прихода ребёнка в группу, посещение прогулок. Так дети быстрее привыкают к воспитателю, его речи, особенностям поведения.

Заведите тетрадь – дневник индивидуального развития вашего ребенка.В ней на 1-й странице подробно опишите особенности вашего ребенка: как вы его называете дама («Ванюша» и т.п.); как ваш ребенок ходит в туалет (просится ли, если да, то как сигналит», через какие промежутки времени и т.д.); как ваш ребенок ест, засыпает (имеет ли какие-то привычки: например, надо погладить по голове, прикрыть ладошкой ушко, ребенок спит с любимой игрушкой и т.п.). Укажите виды деятельности, которыми ребенок овладел. Отметьте те, на которые ребенок откликается с особым интересом, в том числе какие виды художественно-творческой деятельности ему знакомы.

Эта тетрадь значительно облегчит знакомство сотрудников детского сада с вашим ребенком. Кроме того, в группе, которую посещает ребенок, может смениться воспитательница (например, она заболела и ее заменяет кто-то другой), тогда новый сотрудник сможет воспользоваться вашей информацией.

 

Вхождение в новую ситуацию должно быть постепенным.

Мы рекомендуем спланировать адаптационный период на две недели.

Следуя предлагаемому плану, вы смягчите стресс вашему ребенку.

План вхождения в группу детского сада.

1. Заранее познакомьтесь с воспитателем,узнайте имена сотрудников, где находятся кабинеты, помещения, чтобы знать к кому и по какому вопросу обращаться.

2. Договоритесь с воспитателем о времени вашего прихода с ребенком в первый раз. Лучше прийти, когда в группе не будет детей, например, вечером, часов в 17-18. Заранее побеседуйте с ребенком,расскажите о том, что вы пойдете в группу, где много игрушек и т.п. Говорите спокойным, доброжелательным тоном.

3. Во время первого посещения покажите ребенку все помещения группы – игровую, спальню, раздевалку, туалет, умывальную комнату. Хорошо, если вы будете знать, где находятся шкафчик и кроватка ребенка. Можно воспользоваться шкафчиком, повесив в него одежду ребенка, а также умывальником, туалетом. Если ребенок тревожится, не заставляйте его обследовать все, пусть он постепенно осваивает групповое пространства с вашей помощью.

4. Покажите вместе с воспитателем в этот день игрушки, которые находятся в группе. Пусть ребенок поиграет. Хорошо, если вы договоритесь с воспитателем и заранее оставите ему какую-нибудь новую игрушку, которая, на ваш взгляд, заинтересует малыша. Воспитатель подарит ребенку эту игрушку, что будет способствовать установлению между нимихороших, доверительных отношений.

5. Побыв в группе некоторое время, доброжелательно прощайтесь с педагогом и идите с ребенком гулять. Договаривайтесь, что придете еще.

6. Дома в позитивном ключе обсуждайте с домочадцами ваше посещение детского сада. Хвалите ребенка, говорите, что будете ходить в детский сад играть.

7. На следующий день приходите в детский сад в условленное с воспитателем время. Напоминайте ребенку о местах пользования. Дайте ему больше самостоятельности. Стимулируйте контакты с воспитателем. Хорошо бы взять с собой игрушку, подаренную накануне. Она напомнит ребенку о приятных впечатлениях.

8. Пусть ребенок поиграет, дайте ему время освоить новое пространство. Возможно, в этот момент в группе будет еще какой-то ребенок. Познакомьте детей.

9. Посещайте детский сад каждый день, совместно с воспитателем планируя время и период вашего пребывания в группе. Дома нарисуйте для ребенка группу, в которой побывали, воспитательницу, с которой познакомились, детей. Называйте их по именам. Можно слепить игрушки, с которыми ребенок играл в группе. Сопровождайте эту деятельность позитивным текстом, отмечайте, что ребенок уже «стал большим, и будет ходить в детский сад играть с другими детьми». Все это актуализирует приятные переживания ребенка.

10. В какой-то период (вы сами договоритесь об этом с воспитателем, судя по реакциям малыша) оставьте ребенка в группе. Лучшая тактика – предупредить ребенка об этом, договорившись о том, что вы “сходите в магазин” и т.п. Обязательно обещайте ему вернуться скоро. Выйдете на несколько минут (например, минут на 15–20). В этот момент воспитатель займет вашего ребенка интересным занятием. Возвращайтесь, спокойно и доброжелательно (без скорби и других излишних эмоций!)обратитесь к ребенку, похвалите его. Пусть ребенок побудет еще какое-то время в группе. Подождите его. Прощайтесь и идите гулять, обещая прийти завтра.

11. Дома обязательно обсуждайте ваши посещения детского сада. Вспоминайте детей, с которыми играли, игрушки, которые есть в группе, воспитательниц. Настраивайте ребенка на завтрашнее посещение.

12. Так, постепенно увеличивайте время пребывания ребенка в группе от 20 минут до 4 часов. О режиме посещения (с утра или после обеда) договаривайтесь с воспитателями группы. Все будет зависеть от степени тревожности вашего ребенка, его предыдущего опыта социализации, вашего настроя и поддержки.

13. Совместно с воспитателем решайте, с какого периода ваш ребенок готов остаться на сон. Забирайте его через несколько минут после окончания сонного часа, так как у детей свое восприятие времени. Для них то, что после сна – новый день, и надо дать малышу поддержку, уверенность в том, что мама его не бросила.

14. Обязательно учитывайте режимные моменты, по которым живет детская группа. Следуйте просьбам сотрудников детского сада. Постепенно «подгоняйте» режим ребенка к режиму детского сада, установив идентичные жизненные ритмы.

15. Обязательно обучайте ребенка самостоятельной игре. Дети, которые умеют себя занять, лучше и быстрее адаптируются.

16. Доступные ребенку по возрасту виды художественно-творческой деятельности помогут снизить напряжение, пробудить интерес к совместной деятельности с взрослым. Вводите в опыт ребенка совместное художественное творчество (рисование ладошками, лепка из соленого теста, рисование палочкой по пластилиновой поверхности и т.п.). Это занятие помажет ребенку вытеснить травмирующие переживания и получить новые, позитивные. Если такое времяпрепровождение будет ему знакомо, то он с радостью откликнется на предложения воспитателей порисовать, полепить, поиграть с бумагой и т.п.

17. Согласовывайте вместе с сотрудниками детского сада совместную деятельность относительно вашего ребенка. Обязательно учитывайте интересы всей группы, а не только одного ребенка.

Некоторые дети очень болезненно реагируют на пребывание в группе другого взрослого. Если вы находитесь в группе вместе с ребенком, то уделите внимание и другим детям. Включите в совместную игру несколько малышей. Тактика хлопотливой наседки не будет ни адекватной, ни эффективной. Ваша задача — дать ребенку понять, что он в безопасном месте, дать ему больше самостоятельности.

18. Контролируйте свое эмоциональное состояние. Чем спокойнее вы себя ведете, тем спокойнее будет ваш ребенок. Родители, которые проявляют излишнюю тревогу и гиперопеку, вызывают повышенную тревожность и у своего ребенка. Ваше спокойствие и позитивный настрой на успех стабилизируют ситуацию перехода ребенка в новую жизненную ситуацию.

Адаптация к условиям детского сада – сложный период в жизни ребёнка. От того, насколько взрослые ответственно отнесутся к его проживанию, зависит дальнейшее пребывание малыша в детском саду.

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

Поступление ребёнка в школу подводит итог его дошкольному детству. Однако для того, чтобы начало школьного обучения послужило основой для нового этапа развития, ребёнок должен быть готов к нему психологически. Неготовность ребёнка к школе обычно запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьных неврозах и повышенной школьной тревожности. Иногда эти явления смягчаются к концу второго года обучения, но часто сохраняются и надолго закрепляются. Поэтому чрезвычайно важно с целью определения адекватного для ребёнка школьного режима, формы обучения, дидактической нагрузки в целом знать и учитывать эти внутренние условия, профессионально оценивать адаптационные возможности ребёнка на этапе начала его школьной жизни, его школьную зрелость.

Состояние физического и психического развития и здоровья ребёнка.

Прослеживается прямая связь отклонений в состоянии здоровья школьников с отставанием в учёбе. Установлено, что среди плохо успевающих детей абсолютное большинство характеризуется наличием соматических и психических расстройств в той или иной степени выраженности. Неуспеваемость этих учащихся в преобладающем большинстве случаев обусловлена повышенной утомляемостью и сниженной работоспособностью в динамике учебного дня, недели и года. Некоторая часть таких детей выполняет школьные требования, но это достигается ценой чрезмерного напряжения, приводящего к переутомлению.

Состояние здоровья детей  – обязательный показатель, который должен быть учтён при поступлении в школу!

 

Уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе.

·        Желание идти в школу, наличие учебной мотивации.

Подавляющее число детей активно стремится в школу. В глазах ребёнка она знаменует собой новый этап его взрослости. Ребёнок осознаёт, что он уже стал достаточно большим и должен учиться. Их вопросы, разговоры всё активнее фокусируются на школе. Они психологически готовятся к новой роли, которой им предстоит овладеть – роли ученика. Дети с низкой личностной готовностью к школе всего этого не имеют. Их вполне устраивает прежняя жизнь. На вопрос: «Ты хочешь в школу?» – отвечают: «Не знаю», а если дают утвердительный ответ, то, как выясняется, привлекают их в школе не содержание школьной жизни, не возможность научиться писать, читать, узнавать новое, а сугубо внешние стороны – не расставаться с товарищами из группы детского сада, иметь ранец, носить школьную форму и др.

·        Организованность и ответственность ребёнка; его умение общаться, адекватно себя вести.

Своевременного формирования соответствующих качеств и умений у психологически неготовых к  школе детей не произошло. Их поведение отличается неорганизованностью: они или излишне, беспорядочно активны, или, напротив, – чрезвычайно медлительны, безынициативны, замкнуты. Такие дети плохо осознают специфику ситуаций общения и поэтому часто неадекватно себя ведут. В играх они нарушают правила, очень трудным  является для них участие в сюжетно-ролевых играх.

·         Уровень познавательной активности.

. Дети перерастают игру, игровые интересы, которые окрашивали дошкольный период их развития. Они начинают осознавать себя как часть большого мира, в котором живут, и активно хотят в этом мире разобраться. Они любознательны, задают много вопросов, настойчивы в поисках ответов.

Дети с низким уровнем развития познавательной активности – иные. Круг их интересов, как правило, сужен, Не простирается дальше непосредственно окружающего. Они не задают вопросов, редко сами берут в руки детские книги, журналы, рассматривают картинки. Их внимание не удерживают познавательные передачи по радио, телевидению. Внутреннее побуждение к знаниям, к учению, характерное для познавательно активных детей накануне школы, у них заметно понижено.

Кругозор.

При нормальном развитии к моменту поступления в школу дети уже усваивают значительный объем информации, приобретают ряд умений и навыков, которые позволяют включиться в процесс целенаправленного, систематического обучения. Вооружение знаниями и умениями происходит как в процессе особой подготовительной работы в детском саду, дома, так и в непреднамеренной, специально не нацеленной на учение деятельности, когда ребенок стихийно впитывает знания из окружающей жизни, овладевает умениями. Чем бы ни был обусловлен ограниченный кругозор ребенка, само по себе наличие этого факта требует к нему внимательного отношения и является сигналом к необходимости специальной коррекционной работы.

Развитие речи (логичности, содержательности, выразительности).

Речь детей с отставанием в развитии познавательной деятельности обычно характеризуется бедностью языковых форм, ограниченностью лексического запаса, наличием аграмматических фраз.

Сформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности.

Известно, что более 20% семилеток и около 40% шестилеток, начинающих учиться, имея нормальный интеллект, не обладают достаточной функциональной готовностью к школе. При отсутствии необходимых коррекционных воздействий это обстоятельство становится причиной начального отставания детей в учении.

·        Сформированность интеллектуальных предпосылок учебной деятельности.

Усвоение школьных знаний требует развития у детей ряда интеллектуальных умений: умений смотреть и видеть, слушать и слышать, воспринимать и логически перерабатывать информацию, поступающую из различных источников знаний в соответствии с поставленной задачей. Этими умениями на необходимом уровне дети овладевают обычно в разнообразных видах практической и игровой деятельности, которыми насыщено дошкольное детство. Их развитие специально предусмотрено и программой воспитания в детском саду. Если же в силу причин внешнего или внутреннего характера эти умения сформированы не были, то без специального внимания к этому факту и целенаправленной коррекционной работы неизбежно возникает риск академической неуспеваемости ребенка в условиях обычного обучения.

·        Развитие произвольного внимания, произвольности деятельности.

·        Развитие сложнокоординированных движений кисти и пальцев рук, зрительно-моторной координации.Процесс овладения письмом при обучении грамоте и математике, так же, как процесс рисования и выполнения многих поделок, предусмотренных программой по труду, требуют определенной сформированности мышц кисти и предплечья. При недостаточной тренированности и развитости последних, несмотря на чрезвычайные усилия ребенка, освоение перечисленных видов деятельности становится для него большой проблемой.

·         Сформированность пространственной ориентации и пространственных представлений.

Недостаточный уровень развития названных функций затрудняет определение пространственных взаимоотношений элементов букв, цифр, геометрических линий и фигур, осложняет ориентировку в схемах и наглядных изображениях. Эти отклонения служат естественным препятствием в обучении чтению, письму, в усвоении начальных математических знаний, при выполнении поделок и рисовании.

·        Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ и синтез – это умение различать отдельные звуки в речевом потоке, выделять звуки из слогов. Для продуктивного обучения грамоте и для выработки орфографического навыка учащиеся должны «узнавать» фонемы не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты звучания фонемы, соотносить букву с фонемой в разных позициях.

Таким образом, готовность ребёнка к школьному обучению – это комплексная характеристика состояния его физического и психического здоровья, уровня его социальной и психологической зрелости, педагогической подготовленности к школе, отражающей накопленный за годы дошкольного детства познавательный опыт ребёнка.

Мы используем Яндекс Метрику
Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс).

Сервис Яндекс Метрика использует технологию “cookie” — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.

Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Также вы можете использовать инструмент — https://yandex.ru/support/metrika/general/opt-out.html Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
Принять